Рэп как черный гнев и культурный феномен

Рэп – один из наиболее специфичных и противоречивых музыкальных жанров, появившихся в течение прошедшего века. Тем не менее нельзя отрицать того, что рэп — значимая часть массовой культуры уже не первое десятилетие. В нем находит свое выражение опыт существования афро-американцев в различных пограничных ситуациях: от жизни в контексте расовых стереотипов до борьбы за выживание в жестоких условиях гетто. В этих культурных условиях лишенным голоса рэп дает этот голос, угнетенным он дает форму протеста, тем кто оказался на обочине социума и культуры, он дает модель альтернативного стиля культуры и модель идентичности. Таким образом, рэп – это не только музыка для танцев и вечеринок, но и форма культурной идентичности, обладающая огромным потенциалом. Он стал весьма эффективным средством культурно-политического выражения, своеобразным “CNN для черных”, или их “спутниковой системой связи”, в условиях, когда повышаются ставки на высокие технологии. Со временем рэп стал культурным вирусом, его образы, звучания и мировоззрение находятся в обращении по всей культурной и политической сфере.

Рэп исполнители, такие как Grandmaster FlashRun DMCPublic EnemyIceTN.W.A., Ice CubeSaltnPepaQueen Latifah,Wu Tang ClanSnoop Doggy DoggTupac Shakurthe Fugees и множество других, создали новый музыкальный жанр, в котором уникальным образом выражен гнев городского низшего класса, его чувство угнетенности, его открытый мятеж. В связи с относительно низкой стоимостью затрат, связанных с производством и распространением популярной музыки, чернокожие исполнители и продюсеры нередко сами могли контролировать эту форму музыкальной продукции. Они создали средство коммуникации, относительно свободное от цензуры и контроля со стороны господствующего класса и доминирующих социальных групп.

сегодня рэп включает в себя широкий спектр жанровых подвидов, от городского гэнгста-рэпа, исполненного ярости, до деревенского сплава блюза и рэпа группы Arrested Development; от рэпа Чака Ди (Chuck D) в котором заметно присутствие образованности и в котором повествуется об истории чернокожих, до поэтических и политических размышлений  группы Disposable Heroes of Hiphoprisy; от мелодий G-фанка рэппера Снупа до воспевания жизни преступника у Тупака Шакура. Поэтому, было бы ошибкой отождествлять жанр рэпа сам по себе с его наиболее крайними проявлениями, такими, как гэнгста-рэп. У этого жанра существует множество разновидностей, что делает жанр весьма гибким.

Кроме того, рэп может быть рассмотрен как форма технокультуры, поскольку, несмотря на то, что он сильно зависит от голоса и дикции в своем воздействии на слушателя, для производства его звучания привлекается высоко профессиональное использование новых музыкальных технологий.

И хотя исконно рэп представляет собой воплощение негритянской эстетики, жизненного опыта, стиля и культурных форм в гибридном синтезе черной культуры и новых технологий. Однако самая большая аудитория рэп-музыки – это белая молодежь городских окраин. Исследователи констатировали возникновение феномена “белых негров” (white negro) еще в 1950-е гг.Белая молодежь городских окраин солидаризируется с рэпом, ибо она тоже испытывает чувство глубокого отчуждения и ощущает в себе бунтарский дух. Ей тоже нравиться примерять на себя образ “гангстера”.

Для многих рэпперов нынешнее время осознается как время для «пробуждения», когда «настала пора что-нибудь сделать для себя самого». Хотя, как и в любом другом направлении, в рэпе есть немало посредственных записей и групп, но лучшее в рэп музыке наполнено политическим содержанием.

Рэп – это весьма амбивалентный культурный феномен, порождающий противоречивые последствия. В своем лучшем проявлении, рэп – это серьезное средство протеста против расизма, угнетения и насилия. Он обращает наше внимание на кризисное состояние внутренних районов городов и описывает положение афро-американцев. Рэп наделяет позитивной ценностью черное, воспевая культуру, гордость, силу, стиль и творческое начало черных. Он дает голос группам, исключенным из системы коммуникации мейнстрима, предоставляет возможность членам других социальных групп лучше понять жизненный опыт в черном сообществе. Он создает ряд оппозиционных культурных практик и  музыкальных ресурсов, которые могут быть использованы другими группами, борющимися за справедливость и освобождение. Это сильный призыв пробудиться, побуждающий афро-американцев и представителей других аудиторий вырваться из круга наркотиков и насилия, бороться за широкие социальные изменения, принять на себя ответственность и взяться за возрождение своей жизни и жизни сообщества любыми возможными способами.

В худшем своем проявлении, рэп сам демонстрирует расизм и сексизм, прославляет насилие, и, по сути, является машиной по производству денег. То есть представляет собой скорее часть проблемы, нежели ее решение. Рэп – это спорная территория, но это, несомненно, важнейшая и влиятельная форма выражения.